Правила деления слов на слоги
Перечислим правила деления слов на слоги, которые есть в учебниках и обучающей литературе. Определение слога в русском языке, виды слогов и общие подходы к выделению слогов в словах описаны на главной странице сайта.
Сперва отметим три важных момента.
- Правила деления различаются в школе (традиционная программа) и в институте (программа углублённого изучения).
- Правила могут различаться в разных школьных программах.
- Фонетический слог следует отличать от слога для переноса.
На нашем сайте делается ориентир на Московскую фонологическую школу, в частности используются правила краткого теоретического курса для школьников Литневской Е.И. Кроме этого даются материалы школы с углублённым изучением русского языка, в том числе филологических факультетов.
Традиционная школа
В традиционной школе всё просто. Сколько гласных, столько и слогов, а как ребёнок разделит, не важно (лишь бы красиво звучало и ребёнку было понятно). Как бы школьника не научили делить на слоги, это нигде не отразится: ни на ОГЭ, ни на ЕГЭ (там таких заданий нет). Перечислим три простых правила школьной программы.
- Слог образует гласный звук:
сте-на, ба-ран (с-тена, бара-н — неправильно). - Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной:
мо-ло-ко, ко-ра (мол-око, кор-а — неправильно). - Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога:
лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно).
В традиционной школе допускается вариативность: со-лнце или сол-нце, ко-мпью-тер или ком-пью-тер.
Школа углублённого изучения
Помимо трёх вышеуказанных правил есть дополнительные в школах углублённого изучения русского языка.
- Глухие согласные отходят к следующему слогу:
то-чка, мо-шка (в традиционной школе верно также: точ-ка, мош-ка). - Звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] с последующим шумным согласным отходят к предыдущему слогу:
кор-ка, бул-ка (в традиционной школе верно также: ко-рка, бу-лка). - Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся). - Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис).
Правильный вариант деления тот, что соответствует перечисленным правилам. В традиционной школе любой вариант можно считать правильным.
Программа института
Слоги делятся по восходящей звучности. Каждый звук имеет звучность от 1 до 4: 4 — гласные, 3 — сонорные, 2 — шумные звонкие, 1 — шумные глухие. Конец слога должен быть с максимальной звучностью (цифра 4): ко-ле-со (14-34-14), ко-мпью-тер (14-31 4-143).
Для сонорных есть правила.
- Сонорные между гласными относят к следующему слогу: ка-рман (14-3343). Допускается вариант: кар-ман (ошибки не будет).
- Если есть сочетание сонорного и шумного, то раздел ставится между ними: пар-та (143-14).
- Й всегда остается с предыдущим слогом: тай-на (143-34).
Эти правила изучают в высших учебных заведениях, однако в последнее время наблюдается заимствование институтской программы школами, особенно в классах с гуманитарным уклоном.